Правовой отдел УВД Северного округа столицы информирует граждан | АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ТИМИРЯЗЕВСКИЙ
Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Цвет сайта: Ц Ц Ц
обычная версия
версия сайта для слабовидящих
 

тимирязевский муниципальный округ

   
 

Основные ссылки

 

Правовой отдел УВД Северного округа столицы информирует граждан

 

Сотрудники Правового отдела УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве разъясняют актуальные темы в рамках цикла юридических консультаций.

Сотрудники Правового отдела УВД по САО на постоянной основе информируют граждан об изменениях в законодательстве Российской Федерации, а также разъясняют актуальные для граждан темы.

Например, последствия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд без заключения контракта либо с нарушением установленной процедуры заключения.

Во-первых, поставщик (подрядчик, исполнитель) рискует не получить оплату за фактически выполненные работы, поставленные товары или оказанные услуги.

В соответствии со сформированной в практике высших судов позицией поставщику (подрядчику, исполнителю) отказывают во взыскании неосновательного обогащения в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ, поскольку он не мог не знать, что товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) при очевидном отсутствии обязательства. Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные работы в отсутствие государственного контракта позволяет недобросовестным подрядчикам и государственным (муниципальным) заказчикам приобретать незаконные имущественные выгоды в обход установленной системы заключения и исполнения контрактов.

В то же время есть иная позиция, согласно которой требование о взыскании неосновательного обогащения с заказчика может быть удовлетворено с учетом конкретных обстоятельств. К ним относятся, например, длящийся и регулярный характер отношений сторон, неотложность осуществленных работ, направленность деятельности подрядчика на защиту охраняемого публичного интереса.

Кроме того, в отсутствие государственного (муниципального) контракта стоимость фактически оказанных услуг может быть взыскана с заказчика, если указанный контракт мог быть заключен с единственным исполнителем в соответствии со ст. 93 Закона N 44-ФЗ в тех случаях, когда проведение закупки конкурентными способами было бы нецелесообразно в силу значительных временных затрат. Такая ситуация может сложиться, например, при закупке услуг (товаров, работ), которая потребовалась вследствие аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы либо в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Практика арбитражных судов относительно взыскания стоимости поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) как в отсутствие контракта  так и в случае, когда контракт заключен с нарушением установленной, также является неоднозначной.

Во-вторых, заказчику может быть отказано в удовлетворении требования вернуть денежные средства, уплаченные за товары (работы, услуги).

Это требование может быть признано необоснованным, поскольку заказчик в момент оплаты также не мог не знать об очевидном отсутствии обязательства. Так, рассматривая дело по контракту, заключенному в период действия Закона N 94-ФЗ, суд отказал во взыскании неосновательного обогащения заказчику - государственному учреждению в связи с тем, что контракт был заключен без соблюдения установленной процедуры.

В-третьих, у сторон может возникнуть обязанность возвратить друг другу все полученное по контракту.

В судебной практике существует позиция, согласно которой контракт, заключенный вопреки требованиям Закона N 44-ФЗ без проведения конкурса или аукциона, является ничтожной сделкой на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ, поскольку нарушает охраняемые публичные интересы. Следовательно, стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по такому контракту, а в случае невозможности вернуть полученное в натуре - возместить его стоимость, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Согласно Закону № 44-ФЗ и судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Сторонами контрактов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд являются:

- заказчики товаров, работ, услуг, осуществляющие закупки;

- поставщики (подрядчики, исполнители).

Заказчики товаров, работ, услуг

К ним относятся государственные, муниципальные заказчики либо в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Под государственными заказчиками понимаются государственные органы (в том числе органы государственной власти), действующие от имени РФ или субъекта РФ (п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

В качестве муниципальных заказчиков выступают муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Пресс-служба УВД по САО

(495) 601-03-29