О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве | АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ТИМИРЯЗЕВСКИЙ
Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Цвет сайта: Ц Ц Ц
обычная версия
версия сайта для слабовидящих
 

тимирязевский муниципальный округ

   
 

Основные ссылки

 

Приложение № 1
к решению муниципального Собрания
от 26.01.2010г. № 1/5

 

Положение о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве (с изм. Решением муниципального Собрания от 14.09.2010г. № 7/10)

 

1.Общие положения

 

1.1. Положение о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом города Москвы от 06.11.2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», Уставом внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве.
1.2.Органы местного самоуправления внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве (далее – органы местного самоуправления) рассматривают обращения по вопросам, отнесенным к их компетенции законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы, Уставом внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве, вступившими в силу договорами и соглашениями между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы.
1.3. Настоящее Положение определяет единый порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб (далее – обращения) граждан и их представителей (далее – заявители) на действия, бездействия должностных лиц органов местного самоуправления.
1.4. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам органов местного самоуправления.
1.5. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Обращения граждан должны рассматриваться с соблюдением следующих основных принципов: гласности, законности, равенства граждан, доступности, беспристрастности.
1.6. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
1.7. При рассмотрении обращения органами местного самоуправления или должностными лицами гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
1.8. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
1.9. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

 

2. Виды и формы обращений граждан

 

2.1. Обращения граждан могут быть в виде предложений, заявлений, жалоб в письменной и устной форме.
2.1.1. обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления;
2.1.2.предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2.1.3.заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
2.1.4. жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
2.1.5.первичное обращение — обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе местного самоуправления;
2.1.6. дубликат обращения — обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;
2.1.7. повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данный орган местного самоуправления, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.
2.2. Обращения граждан могут быть индивидуальными и коллективными.
Коллективное обращение — обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.
2.3. Устная форма обращений граждан.
Устные обращения поступают от граждан во время личного приема. Устные обращения также могут поступать по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время "прямых эфиров" по радио и телевидению, на встречах с населением по месту жительства.
2.3.1.Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. На устные обращения ответ, как правило, дается в устной форме.
2.3.2.В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства требуют дополнительной проверки, то обращение оформляется справкой должностного лица, к которому поступило обращение, и в дальнейшем рассматривается в порядке, предусмотренном при работе с письменными обращениями.
2.4. Письменная форма обращений граждан.
Письменная форма обращений граждан - все полученные по почте (по электронной почте) письменные обращения (в том числе телеграммы, факсы), а также письменные обращения, полученные непосредственно от граждан и обращения, указанные в п.2.3.2.
2.4.1.Органами местного самоуправления рассматриваются обращения, которые в соответствии с законом в обязательном порядке должны содержать наименование органа местного самоуправления, которому направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество должностного лица, которому направляется обращение, либо должность этого лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ или уведомление о переадресации обращения.
2.4.2. В обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы и стоять личная подпись заявителя и дата. Обращение организации должно быть подписано руководителем. К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, прилагается копия доверенности.
2.4.3. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
 

 

3. Порядок рассмотрения обращений

 

3.1. Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу органа местного самоуправления в соответствии с компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
3.2. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
3.3. Организация работы по своевременному рассмотрению обращений возлагается на руководителя соответствующего органа местного самоуправления.
3.4. Руководитель органа местного самоуправления несёт персональную ответственность за своевременную организацию рассмотрения обращений и принятие по ним соответствующих мер.
3.5. Регистрация и делопроизводство по обращениям ведутся в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Уставом внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве, Регламентом муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Тимирязевское в городе Москве.
3.6. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления или должностному лицу в базе данных используемого программного комплекса и (или) журнале входящей корреспонденции.
По обращению, поступившему в органы местного самоуправления Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии к рассмотрению;
- о прекращении проверки;
- о передаче на разрешение должностному лицу органа местного самоуправления;
- о направлении в другие органы;
- о приобщении к ранее поступившей жалобе, обращению, предложению.
Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нём доводов, которую производит исполнитель (члены комиссии).
Исполнитель (члены комиссии) при проведении проверки должны проявлять тактичность, вежливость, уважительное отношение к собеседникам. Лицам, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни граждан и иную конфиденциальную информацию, а также сведения, содержащиеся в обращении, без согласия заявителя.
Если проверка осуществляется по жалобе на действия должностного лица органа местного самоуправления, лицо, в отношении которого проведена проверка, должно быть ознакомлено с её результатами и вправе изложить в письменной форме свое мнение относительно результатов проверки.
При признании доводов, содержащихся в обращении, несостоятельными заявителю направляется ответ с обоснованием и оценкой каждого довода заявителя.
В случае признания доводов заявителя обоснованными (полностью или частично) в ответе делается ссылка на обстоятельства, подтверждённые проверкой, и сообщается о принятии по ним мер.
В зависимости от характера нарушения и степени виновности должностного лица органа местного самоуправления, руководитель органа местного самоуправления может ограничиться беседой с лицом, допустившим нарушение, или вынести этот вопрос на собрание сотрудников органа местного самоуправления.
3.7. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, если текст письменного обращения не поддается прочтению, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
3.8. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
3.9.Орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
3.10. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
3.11. Орган местного самоуправления или должностное лицо:
3.11.1. обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
3.11.2. запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3.11.3. принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
3.11.4. дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в разделе 8 настоящего Положения;
3.11.5. уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
3.12. Ответ на обращение подписывается руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
3.13. Ответ на обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
3.14.Обращения граждан считаются разрешёнными и снимаются с контроля, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие письменные ответы.
3.15.Письменные обращения граждан, на которые даётся промежуточный ответ, с контроля не снимаются, контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению поставленных в обращении вопросов и направления ответа гражданину.
3.16. При рассмотрении повторных обращений граждан к ним прилагаются материалы предыдущего рассмотрения.
3.17.Ответ, даваемый гражданину, должен быть мотивирован и понятен.
3.18.После рассмотрения обращения приложенные к нему подлинники документов в обязательном порядке возвращаются заявителю. Копии приложенных к обращению документов возвращаются заявителю по усмотрению руководителя органа местного самоуправления либо по запросу заявителя.
3.19.Рассмотренные обращения с копиями ответов подшиваются в дело согласно утверждённой номенклатуре дел. Сроки их хранения устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, разработанным Федеральной архивной службой России (Росархивом) и ВНИИДАДом (институтом документоведения), утверждённым 06 октября 2000 года Федеральной архивной службой России.
3.20. Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, определяется распоряжением руководителя органа местного самоуправления.
 

 

4. Сроки рассмотрения обращений
 

 

4.1. Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их полномочиями, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения граждан в органах местного самоуправления.
4.2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления или должностному лицу. Окончанием срока рассмотрения обращений считается дата регистрации в Журнале исходящей документации (дата направления) письменного ответа гражданину с изложением принятого решения.
4.3. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
4.4. В случае, указанном в пункте 4.3. должностное лицо, которому поручено рассмотрение обращения, излагает соответствующие обстоятельства в служебной записке на имя руководителя органа местного самоуправления, который принимает соответствующее решение и ставит резолюцию на служебной записке, на основании которой должностное лицо готовит промежуточный ответ заявителю.
4.5. К исключительным случаям, относятся: продление в установленном порядке срока проведения мероприятий по контролю, проведение административного расследования, необходимость проведения дополнительной (повторной) экспертизы и др. Нахождение должностного лица, ответственного за рассмотрение обращения, в ежегодном оплачиваемом (неоплачиваемом) отпуске, служебной командировке и т.п. не является основанием для продления срока рассмотрения обращения.
4.6. Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.
4.7. Органы местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
4.8. Руководители органов местного самоуправления вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан.
 

 

5.Порядок организации личного приема граждан
 

 

5.1. Руководители органов местного самоуправления и уполномоченные на то лица ведут личный прием граждан и несут ответственность за его организацию. График личного приема граждан руководителями органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения через средства массовой информации внутригородского муниципального образования и размещается на сайте внутригородского муниципального образования.
5.2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
5.3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.
Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5.4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке.
5.5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления или должностного лица, при записи на прием или в ходе приема гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
5.6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
 

 

6. Обязанности должностных лиц органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан
 

 

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны:
6.1. Обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующего органа.
6.2.Принимать обоснованные решения по существу поставленных в каждом обращении вопросов, обеспечивать выполнение этих решений.
6.3.Принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
6.4.Своевременно сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям, в случае их отклонения указывать мотивы отклонения, по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования принятых решений.
6.5.Уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
6.6.Систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания.
6.7.Регулярно проводить личный прием граждан, информировать население о времени и порядке личного приема.
6.8.Периодически публиковать в средствах массовой информации внутригородского муниципального образования аналитические материалы о характере и результатах рассмотрения обращений граждан.

 

7. Права органов местного самоуправления, их должностных лиц

 

по рассмотрению обращений граждан
Органы местного самоуправления, их должностные лица при рассмотрении обращений граждан в пределах их полномочий вправе:
7.1.Приглашать обратившихся граждан для личной беседы.
7.2.Запрашивать дополнительные материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, получать объяснения у обратившихся граждан и иных юридических и физических лиц.
7.3.Привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов.
7.4.Создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом на место.
7.5.Проверять исполнение ранее принятых ими решений по обращениям граждан.
7.6.Поручать рассмотрение обращений другим организациям, их должностным лицам в порядке ведомственной подчиненности и контролировать ход рассмотрения обращений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
 

 

8.Оставление обращения без рассмотрения
 

 

8.1.Органы местного самоуправления, их должностные лица, которым направлено обращение, вправе не рассматривать его по существу, если:
8.1.1. в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
8.1.2. в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
8.1.3. содержатся в обращении нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи и гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом;
8.1.4. текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
8.1.5. в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение;
8.1.6. ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
8.1.7. причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу;
8.1.8. от гражданина поступило заявление о прекращении рассмотрения обращения.
 

 

9. Контроль за рассмотрением обращений граждан
 

 

9.1.Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах их полномочий контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
9.2.Должностное лицо одновременно с поручением о рассмотрении обращений вправе принять решение о взятии его на контроль, а также в процессе исполнения поручения и после его завершения запросить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения. При направлении обращения, поставленного на контроль, может быть установлен сокращенный срок рассмотрения обращения.
 

 

10. Обжалование решения, принятого по обращению
 

 

Гражданин вправе обжаловать решение, принятое по результатам рассмотрения его обращения в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законодательством.
 

 

11. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений
 

 

11.1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
11. 2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
 

 

12. Ответственность должностных лиц за нарушение
 

 

законодательства об обращениях граждан
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
- неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан;
- нарушение сроков рассмотрения обращений граждан;
- принятие заведомо необоснованного и (или) незаконного решения по обращениям граждан;
- преследование граждан за критику;
- нарушение порядка доведения до населения графика личного приема граждан;
- нарушение графика личного приема граждан;
- направление обращения на рассмотрение лицу, действия которого обжалуются;
- незаконное оставление обращения без рассмотрения;
- утрата письменных обращений граждан и (или) материалов по их рассмотрению.